«Царские дни» глазами очевидца

С 15 по 20 июля 2014 года паломническая служба Калачинской епархии «Пилигрим» организовала поездку в Свердловскую область по местам, связанным с трагической судьбой царской семьи. Предполагалось посетить также Верхотурье – побывать в гостях у Симеона Верхотурского, который считается покровителем Сибири.

В организованную паломническую поездку мы с моей подругой Аллой отправлялись впервые: до этого у нас был опыт паломничества в Дивеево, куда мы ездили самостоятельно. Здесь же условия были совсем другие: требовалась иная степень смирения, которой, нам казалось, мы еще не достигли. Нужно было приспособиться к программе поездки, разработанной не нами, к людям, с которыми предстояло найти  общий язык.  Вызывала тревогу и мысль о физических неудобствах: 12 часов в автобусе в одну сторону и сутки обратно, кроме того, в программе был запланирован крестный ход 18 километров от Екатеринбурга до Ганиной Ямы, который мы должны были пройти ночью после всенощной службы с 16 по 17 июля в день расстрела царской семьи. Скажу сразу, что все эти трудности оказались совершенно ничтожными по сравнению с духовной пользой, которую мы все получили в результате.

Оказалось, что в паломнических поездках есть один секрет: все трудности преодолеваются… при помощи молитвы. Молитва сопровождала нас во время долгого путешествия в автобусе: читали акафисты, последование к причастию, пели молитвы и духовные стихи. Смотрели фильмы о тех святых местах, которые предстояло посетить. Ирина Евгеньевна Ногина – руководитель паломнической службы «Пилигрим», сопровождавшая нашу группу, много нам рассказывала об основных христианских таинствах, о православных святых, и  в том числе, о судьбе царской семьи.

Крестный ход с 16 на 17 июля мы прошли под Иисусову молитву, которую хором произносили участники шествия. Эта молитва буквально «пронесла» нас над дорогой, залитой дождем. Когда мы очнулись, то были уже у ворот монастыря. Во время крестного хода было очень сильное чувство единения, участия в соборном действе. Люди не просто шли по дороге, они вносили свою лепту в искупление ошибки истории: свержения царя, помазанника Божия.

Удивительно было видеть то, как Бог прославляет своих святых. На месте Ипатьевского дома, уничтоженного вместе с фундаментом, стоит величественный храм Спаса на Крови. На дороге, по которой тайно везли тела убитых страстотерпцев, тысячи паломников, идущих с молитвой.  На месте заброшенной шахты, в урочище Ганина Яма, где уничтожили тела членов царской семьи, расцвел прекрасный монастырь Святых Царственных Страстотерпцев.

Уникальность его в том, что он построен на антиминсах. Антиминс — это четырёхугольный, из шёлковой или льняной материи плат со вшитой в него частицей мощей  православного мученика, лежащий в алтаре на престоле. Богослужение всегда совершается на мощах угодников Божиих, поэтому без антиминса невозможно совершение литургии. Этот же монастырь, построенный на месте, где уничтожили тела царственных мучеников, — весь как открытый престол. Здесь приходит особое молитвенное чувство, которое трудно выразить словами. Очень сильные эмоции мы испытали и в Алапаевске, в монастыре во имя Новомученников Российских. Здесь живыми были сброшены в шахту сестра императрицы Елизавета Федоровна и приближенные к ней люди. Стоя у шахты во время литургии, люди плакали, читали акафист Елизавете Федоровне, бросали живые цветы. Многие причастились в этот день.

Пережив обстоятельства смерти царской семьи и помолившись в каждом из памятных мест, наша группа отправилась дальше – на встречу с Симеоном Верхотурским. Монастырь встретил нас своеобразной атмосферой простоты, строгости и аскетизма. В  ночь по прибытии туда  мы ночевали прямо в храме, где находятся мощи святого. И, несмотря на то, что никаких вещих снов никому из нашей группы не приснилось, — многие почувствовали невидимое присутствие святого в монастыре. Об этом же говорила и экскурсовод Надежда, которая пыталась преодолеть в сознании паломников распространенное «фетишистское» представление о встрече со святым.

Многие паломники видят главную цель посещения святых мест в том, чтобы приложиться к открытой раке со святыми мощами. Если же это по каким-то причинам не получается, то они чувствуют себя обделенными. На эту тему нам рассказали поучительную историю, произошедшую с паломницей из Омска. История эта такова: приехав в монастырь, женщина заболела (у нее поднялась высокая температура), и не смогла подойти к мощам. Она очень опечалилась – за что на нее Бог так гневается? Впечатление о поездке было безнадежно испорчено. Паломница приехала домой, прошло какое-то время, и вот, как-то раз, она отправилась в магазин за продуктами. Там она увидела высокого мужчину, одетого не по современной моде. Он ходил среди прилавков и говорил: «Как у вас тут все дорого». Наша героиня подумала, что у него не хватает денег, и предложила оплатить то, что ему необходимо. На это предложение мужчина ответил: «Мне ничего не надо, у меня все есть». Ночью женщине снится сон. Она видит Симеона Верхотурского, который говорит ей: «Я сегодня к тебе приходил, а ты меня не узнала…»

Получив свои уроки и наставления, причастившись по несколько раз, освеженные купанием в святых источниках, мы отправились в обратный путь. К концу поездки группа стала единым целым, и вместе нам было легко преодолеть дорожные тяготы. По дороге читали молитвы, смотрели фильмы, останавливались на завтрак, обед и ужин, и даже… сочиняли стихи.

Наталия Макшеева

(Просмотров 149)

  1 comment for “«Царские дни» глазами очевидца

  1. tatjana
    13.08.2014 в 00:35

    Святые Царственные мученики, молите Бога о нас…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Перейти к верхней панели