Обитель в честь св. Блаженного Василия, Христа ради Юродивого, в с. Вятка.

БлаженногоСело Вятка расположено в красивейшем месте, на севере Омской области,в Усть – Ишимском районе. Возникло оно в конце 19-го века, когда в Сибирь, на новые земли, в поисках лучшей доли и подальше от непосильных налогов, целыми семьями потянулись переселенцы из Центральной полосы России. Сюда приехали крестьяне из Вятской губернии, поэтому и свою новую родину они назвали Вятка. Говорят, что когда первые жители Вятки приехали на место, лес был такой густой, что они не заметили речушки, огибающей это место.
Через несколько лет здесь, посреди сибирской тайги, уже стояло село из нескольких десятков домов, а в центре его – красавица — церковь из корабельного лиственничного и кедрового леса. Для церкви лес подбирали лучший. Ездили за 12 километров к деревне Чудесное. Обматывали каждое лиственничное бревно, чтобы не повредить наружный защитный слой лесины, и так осторожно везли. Церковь построена без единого гвоздя, по индивидуальному проекту, сделанному в Санкт – Петербурге. Возводили её строители, приглашенные из Белоруссии, а руководила строительством женщина из Санкт-Петербургского университета. В строительстве участвовали и местные жители.

О.Алексий_Камнев_с_семьёй  С 1929 по 1937 год настоятелем церкви был о. Алексей Камнев, а псаломщиком — Каллистрат Иванович Глуховцев. Жители села вспоминают, что о. Алексея очень уважали, он был добрый, приветливый, за требы денег не брал, несмотря на свою бедность. На о. Алексея и псаломщика сразу наложили налог, а земли не дали. Доходов у церкви было немного, и платить налог им помогали крестьяне. После приказа об изъятии церковного имущества, четыре года это имущество не изымалось. Во главе района стоял питерский рабочий, сочувственно относившийся к о. Алексею, который пешком, по бездорожью приходил на допросы из Вятки в Тевриз. Видно, не оставлял эти края своим заступничеством Николай Чудотворец, в честь которого был освящен в Усть-Ишиме храм. Была в селе и его древнечтимая чудотворная икона, принесенная казаками при основании острога в устье Ишима около четырех веков назад. Регулярно обносили эту икону вокруг приходов района. Вятская церковь не закрывалась дольше других, и можно предположить, что икона в последнее время была в Вятке. Местные жители помнят большую икону Николая чудотворца. Место нахождения древнечтимого чудотворного образа ныне неизвестно.

6 февраля 1937 года о. Алексея арестовали, и 7 месяцев продержали в застенках Тарской тюрьмы. 23 августа 1937 года его приговорили к расстрелу. 5 сентября 1937 г., не добившись признания вины, согласия на клевету и отречения от веры, священника расстреляли. Вскоре после мученической кончины отца Алексея, 28 сентября 1937 года арестовали его сподвижника, псаломщика Каллистрата Ивановича Глуховцева, который тоже был расстрелян. (Подробнее о священнике Алексие Камневе можно прочитать в книге: Жизнеописание священника Алексия Михайловича Камнева и псаломщика Каллистрата Ивановича Глуховцева. Редактор иеромонах Савватий (Загребельный) — Обитель св. Василия Блаженного с. Вятка Усть-Ишимского района. 2003 г.)

пленение мучеников в вяткеВ 2004 году по благословлению Феодосия, Митрополита Омского и Тарского, в Синодальную Комиссию по канонизации Святых новомучеников были направлены документы и материалы по канонизации клириков Омска–Тарской епархии: настоятеля церкви в честь св. Василия Блаженного с. Вятки иерея Алексея Камнева (1871-1937) и псаломщика Каллистрата Ивановича Глуховцева (1874-1937), расстрелянных в 1937 г. В том же 2004 году, по благословению Митрополита, в Вятке была построена небольшая церковь в честь Новомучеников Омских явленных и неявленных. В 1937 году храм в Вятке был закрыт, в нём открыли клуб, где крутили кино и устраивали танцы. Однако, и в это время ярко горел светильник веры, который свято берегла монахиня Мария – дочь о. Алексея. Как раньше люди ходили в храм, так сейчас стали ходить в ее крошечный домик, обращаясь к ней с просьбой совершить погружение, почитать Псалтирь по умершему. После ее блаженной кончины народ сохранил память о ней.

В Усть-Ишиме есть особо почитаемая людьми могила монахини Марии. К концу XX века от села Вятка осталось два дома местных жителей и деревянная красавица — церковь со следами обветшания и разрушения. Весной 1996 года митрополит Омский и Тарский Феодосий назначил настоятелем этого храма священника о. Сергия (Загребельного), благочинного Усть-Ишимского района. Храм ожил, преобразился, люди воспрянули духом и с особым усердием и благоговением стали ходить в него. В настоящее время в обители постоянно проживает 5-7 человек. Устав — не строгий, но жизнь с молитвой и по распорядку, в котором трудовые послушания сменяются чтением Святого Писания и Святоотеческого наследия, оставляет в душе благотворный след.

В 2003 году Митрополит Омский и Тарский Феодосий стал первым архиереем, посетившим Вятскую обитель покаяния, труда и милосердия, а также село Кайсы, где освятил устроенную в простом сельском доме церковь в честь св. прав. Симеона Верхотурского и причислил ее к Вятской обители. При церкви организовано подворье Вятской обители и подготовлено два дома для проживания насельников. Кайсинское подворье является промежуточным приютом при паломничестве в благословенную Вятскую обитель. Дорога туда из Омска трудна и продолжительна, а от поселка Кайсы до Вятки паломников по проселочной дороге перевозит братия на конных подводах. Перед этим последним испытанием у храма на живописном берегу Иртыша их радушно встречают сестры, предлагая горячий чай, скромную трапезу и отдых.

В 2004 году на Вятской церкви была поднята колокольня, которая стала крениться, и начато устройство бетонного фундамента для укрепления основания храма. К настоящему времени уже закончено строительство часовни в честь св. преп. Серафима Саровского, перенесена проезжая дорога в обход обители и с двух сторон (западной и восточной) устроен забор (с северной и восточной сторон обитель огибает река Кайсушка). В апреле 2005 года, по благословению митрополита Омского и Тарского , иеромонах Савватий (Загребельный) стал настоятелем Свято-Никольского муж-ского монастыря в с. Большекулачье, а Вятская обитель приобрела статус его северного скита. Сейчас в обители есть трактор и автомобиль, подготовлена база для установки деревообрабатывающих станков. Заведено небольшое хозяйство: два коня, корова, телки, четыре пчелиных семьи и огород. У местных жителей выкуплены дома в Вятке и в селе Нижний Тюляк. Сегодня священноархимандритом Свято — Никольского мужского монастыря является митрополит Омский и Таврический Владимир.

Стало доброй традицией совершать из Омска паломнические поездки на престольные праздники храмов Вятской обители:
• 25 мая, 25 сентября и 31 декабря — престольный праздник св.прав. Симеона Верхотурского;
• 15 августа – престольный праздник в честь св. блж. Василия, Христа ради юродивого, Московского Чудотворца;
• 14 октября и 31 декабря – в храме Покрова Божией Матери, у иконы с частицей мощей св. прав. Симеона Верхотурского;
• 5 сентября и 25 октября — в дни памяти местночтимых святых о. Алексия Каменева и псаломщика Калистрата Глуховцева — в церкви в честь Омских Новомученников явленных и неявленных;
• 15 января и 1 августа — в часовне св. прп. Серафима Саровского.

(Просмотров 441)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Перейти к верхней панели